22 апреля 2024 года в рамках Международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия 2024» состоялась сессия на тему «Система маркировки: большие данные для государства и бизнеса». В ней приняли участие заместитель председателя Налогового комитета при Кабинете Министров Республики Узбекистан Алимжан Файзибаев, специалисты Национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров "ASL BELGISI", зарубежные эксперты и представители бизнеса.
Обсуждение затронуло меры по борьбе с теневым сегментом экономики с сохранением при этом комфортной бизнес-среды.
Отмечено, что для этих целей внедряются самые современные механизмы налогового администрирования, такие как электронные счета-фактуры, онлайн контрольно-кассовая техника, Единый электронный национальный каталог продукции и услуг, системы риск-анализа, а также цифровой маркировки.
Цифровая маркировка внедряется в республике с 2020 года. В настоящее время маркируются 6 видов товаров, включая табачную, алкогольную продукцию, пиво, бытовую технику, лекарственные средства, а с 1 марта 2024 года и прохладительные напитки.
На сегодня система цифровой маркировки «ASL BELGISI» получает, хранит и обрабатывает большой объем данных, благодаря которому Налоговый комитет владеет подробной информацией о свыше 66 тысячах видов маркируемой продукции.
В режиме онлайн поступают сведения об объемах производства, импорта и реализации 385 производителей и 1 570 импортёров, цепочки движения уже свыше 5 млрд единиц маркированной продукции.
Налоговый комитет, как государственный координатор внедрения цифровой маркировки, заинтересован в раскрытии аналитического потенциала системы, создании на ее базе инструментов, которые будут полезны как:
1) государственным органам, в части создания онлайн платформы учёта движения товара, а также внедрения эффективных механизмов контроля соблюдения правил маркировки, позволяющей бороться с теневой экономикой и обеспечивать полноценное поступление налогов и сборов в государственный бюджет;
2) бизнесу, в части создания справедливой и конкурентной среды, защиты законных прав и интересов, защиты товара от контрафакта и фальсификации;
3) населению, в части создания механизма онлайн проверки качества и законности приобретаемого товара.
Результаты внедрения системы показали положительную динамику в сфере обеления рынка Узбекистана, увеличения объёмов производства и импорта. В связи с этим система активно модернизируется, внедряются механизмы онлайн-контроля и валидации поступающих данных.
Отдел контроля маркировки товаров